ОРКСЭ


С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года.

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  • При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

  • к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

  • в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.


Интернет - ресурсы, рекомендованные Департаментом образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
для использования в работе при введении курса ОРКСЭ.

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный уровень:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики»

Региональный уровень:

1. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2012 № 151 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 № 99.
2. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.04.2012 № 358 «О внесении изменений в приказ от 14.02.2012 № 120 «Об утверждении плана мероприятий плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
3. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.04.2012 № 398 «О создании регионального координационного совета по введению в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Муниципальный уровень:

1. Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 16.02.2012 № 43 «Об утверждении плана мероприятий по введению в муниципальных общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
2. Приказ Управления образования администрации Нижневартовского района от 26.03.2012 № 99 «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальных общеобразовательных учреждениях района в 2012/2013 учебном году

 

ПАМЯТКА для учащегося "Как подготовить домашнее задание по учебному курсу ОРКСЭ"

ПАМЯТКА для родителей " Как помочь ребёнку подготовить домашнее задание по ОРКСЭ"

Роль родителей при изучении курса ОРКСЭ